Воспоминания о службе С.Н. Савченко (1972-93гг) (начало)
От С.Савченко
(служба 1972-1993). НАЧАЛО.
В июле 1972 года восемь лейтенантов – выпускников Камышинского военного
училища получили предписание в в/ч 78424. Это была Мышанка, а
лейтенанты были АШАЕВ Владимир, ГОНТАРЕВ Виктор, ЕРМОЛАЕВ Вячеслав, ЗУБ
Александр, САВЧЕНКО Сергей (автор этих строк), СТУПКА Петр, УЛИЗКО Юрий и
ЯНЧЕНКО Андрей. Получив предписания, разъехались в отпуска, чтобы в
августе встретиться по новому месту службы в Мышанке. 15 августа
1972 года на ж.д. вокзале г.Гомеля я ступил на белорусскую землю. Время
было 23.00. Транспорта ж.д. в сторону Мышанки было никакого и я двинулся
на автовокзал. Картина та же, только такси (по тем меркам – дорого,
100 рублей). Там же, на автовокзале, знакомлюсь с каким – то капитаном
(это был капитан Лобов А.М., возвращавшийся в Мышанку из отпуска, мне
просто повезло). Совместно с ним берем тачку и за 26 рублей на
четверых (он и я были с женами) едем в ночь на Мышанку. Часа в 2
ночи (расстояние 120 км с гаком) прибываем на место. Кто помнит, в
то время остановка была в районе дома №16 (этот дом как раз напротив
правее входа в ГДО). Вещей у меня с женой было всего лишь два
чемодана, но один был ну очень увесистый (свою амуницию я багажом заранее
отправил по ж.д.). Злополучный тяжелый чемодан я «удружил» нести
своему провожатому, но перед офицерской гостиницей на прощание он мне
сказал: «Лейтенант! С тебя причитается». «Святое дело", - думаю, -
«Но это потом». Потом было прибытие утром в часть для представле-ния
командованию и я прибыл пред светлые очи первого лица части – дежурного,
но его не было, а я вынужден был выслушивать афоризмы его зама –
помощника дежурного по части. Это был шедевр приема молодого лейтенанта.
«Товарищ лейтенант, извольте объясниться, где Вас так долго х…
носил, что железнодорожники мне из-за вас все нервы истрепали!». Отвечаю –
«Товарищ капитан! Причем здесь Вы и мои вещи на ж.д.». «А притом, -
вторит он, - «что я твой тезка, причем единственный и неповторимый».
Вот так я познакомился со сво-им действительно тезкой – капитаном
САВЧЕНКО Сергеем Николаевичем, тогда еще взводным, а позднее – начальником
строевого отделения части. Это было второе знакомство с офицерами
учебного центра, но это были цветочки, ягодки были впереди! «Вот что
тезка, представляться пока погоди, командир освободится не меньше, чем
через час – полтора, бери дежурную машину и дуй на вокзал за своими
шмотками, я уже все оплатил, задолбали, а с тебя – причитается!».
«Опять «причитается», - думаю, - «Что это за наваждение такое?». Но
еду на ж.д. вокзал. Кто служил позже, знает, что до вокзала рукой подать
по прекрасной асфальтовой дороге и не более километра. Этот
километр на ГАЗ-52 я преодолел где-то за 25-30 минут по зыбучему песку.
Это много позже, спустя 5-6 лет, был проложен асфальт до вокзала и от части
до трассы «Гомель-Брест». Служба началась! (ПРОДОЛЖЕНИЕ
СЛЕДУЕТ)! А о капитане Савченко С.Н. - моем тезке и его семье будет
отдельная история!
16
августа 1972 года после того, как я доставил с ж.д. вокзала свои вещи
дежурной машиной, я предстал перед заместителем командира части.
Учебным центром тогда (в 1972 г.) командовал генерал-майор ПРИХОДЬКО
Петр Михай –лович (участник Великой Отечественной войны, о нем отдельная
история). За- местителем командира части был генерал-майор
ПОНОМАРЕНКО. Он и принимал молодого лейтенанта Савченко (то бишь меня).
После представления – отдел кадров и назначение непосредственно в
конкретные дивизион и батарею. Это были 2-й дивизион, 5-я батарея. Командиром
2-го дивизиона был подполковник КОРШУНОВ (через год он ушел в запас и его
сменил майор НИКОЛЮК Сергей Бо-рисович, позднее – подполковник,
заместитель начальника учебного отдела). Заместителем командира
2-го дивизиона по политической части был майор КОСАРЕНКОВ Николай
Иванович. Новых казарм, где много позже были расположены 1 и 2
дивизионы, еще не было и мой 2-й дивизион располагался в правом крыле
бу-дущей казармы школы прапорщиков. Левое крыло занимал 1-й
дивизион, Дивизионы были трехбатарейного состава (1-й - 1,2,3
батареи, 2-й – 4,5,6 батареи). В 5-й батарее я и начал
свою офицерскую службу командиром 52-го учебного взво- да. Это были
32 курсанта, замечательные ребята – будущие командиры отделений –
электромеханики-дизелисты. Моим заместителем был сержант ВАСИЛЬ –
ЦОВ Владимир, мой первый и очень толковый парень, мой ровесник, тащивший
не только взвод, но и помогавший мне в становлении. Было бы несправедливо
не сказать главных слов благодарности офицерскому составу 5-й батареи того
далекого уже 72-го года. Именно они по большому счету и сделали из
лейтенанта по-моему (как это ни нескромно звучит) неплохого офицера, а это
были действительно зубры военного дела в учебном центре, начинавшие
службу еще когда учебный центр дислоцировался в Забайкалье (Читинская
область, станция Даурия – недалеко от стыка советской, монгольской и
китайской границ) и назывался он ШМАС – школа младших авиационных
специалистов по обслуживанию истребителей МиГ – 15 и МиГ – 17.
Командир 5-й батареи – майор МАТВЕЕВ Юрий Сергеевич,
заместитель командира батареи по политической части лейтенант
КОСЕНКО Михаил (в части с 1970 г.), командиры взводов – капитаны
ЕПУРЕ Александр Лаврентьевич, ЛОБОВ Анатолий Митрофанович,
КОНОПЕЛЬКИН Александр Родионович, После краткого знакомства
служба началась. Опекал меня лично комбат м-р Матвеев Ю.С. и замполит
дивизиона м-р Косаренков Н.И. Составили план ввода в строй молодого
лейтенанта, дали ознакомиться с ним, расписался я в нем (что ознакомлен) и
был ошарашен! По плану я должен был сдавать экзамен комиссии части на
допуск к несению караульной службы (в должности начкара) только через
месяц – в октябре, но комбат сказал, что государство достаточно
потратилось на обучение и экзамен я сдаю буквально завтра. Ошарашен
я был капитально и мандраж был немалый, но … сдал! И вместо октября
я пошел под ремень в караул ровно 23 августа 1972 года, ровно через неделю
после прибытия в учебный центр. Как сказал генерал Пономаренко – зам. ком.
части, этих щенков (то бишь лейтенантов, это он так с любовью к нам) надо
сразу учить быть зубастыми и готовыми к бою. Я был не единственным в этом.
Мою участь огребли все лейтенанты, прибывшие в часть в этом, 1972 году.
Ровно через десять дней, 26 августа, командир батареи майор
Матвеев Юрий Сергеевич задал мне вопрос: «Лейтенант! А вы думаете
представляться офицерскому составу батареи как подобает русскому
офицеру?». Я наверное ответил, что так точно или что-то в этом роде,
а ком.взвода капитан Конопелькин А.Р. добавил: «Серега! Будь проще и представляться
нужно проставляясь! Готовь выпивку и закусь!». Если бы я знал, что
меня ожидает впереди очередной шок, я наверное бы перекрестился и сказал
бы, что так не бывает, что этого не может быть в принципе, но это
случилось. (Продолжение следует).
Сергей Николаевич, так сколько было батарей в 1972 г. ? Как я понимаю, четыре трёхэтажных дивизиона, по два входа (две батареи на этаже) 4х3х2 = 24 батареи. А сколько же курсантов было в батарее? А то тут меня пытались убедить, что в 60-70гг было 25 батарей по 200 курсантов.